Biserica Sf. Nicolae

Biserica Sfântul Ierarh Nicolae

Biserica este zidita în anul 1901. Tot în acelaşi an a fost sfinţită cu hramul Sfântul Ierarh Nicolae. Printre ctitori se numără subchirurgul (felcerul) de la Spitalul zemstvei basarabene, Nikolai Ivanov, şi soţia sa Ecaterina. Biserica era amplasată pe strada Alexandru cel bun al Chişinăului interbelic. In curtea bisericii exista o casă pentru preot. Pe locul acestei biserici s-a aflat alta mai mică, zidita în 1852, sfinţită cu hramul Sfântul Pavel din Teba. Potrivit cercetătorului Petru Starostenco, care a studiat istoria bisericii Sfântul Ierarh Nicolae din Chişinău, noul locaş sfânt a fost zidit în stil rusesc. Proiectul bisericii a fost elaborat de V. Ţâganco, avându-1 în calitate de antreprenor pe P. Koşelev, asistenţa tehnică fiind asigurată de A. Ciukovski, inginerul zemstvei. Actuala biserică este amplasată între blocul spitalului şi cel al farmaciei, din imediata apropiere a acestuia. Iconostasul a fost realizat de A. Şiroki. Biserica era luminată de 2 panicadile, executate cu multă măiestrie. Crucile de pe cupolă erau suflate cu aur. Biserica avea 3 clopote. O notă specifică dădea acestui locaş sfânt un mozaic din sticlă, instalat dincolo de altar, cu scena înălţării lui Hristos, executat la Sanct-Petersburg. Biserica a fost sfinţită de către episcopul Chişinăului şi al Hotinului, Iacob, cu participarea corului de arhierei, dirijat de Berezovschi. Din anul 1887, la biserică a slujit confesorul iconom stavrofor Sofronie Celan. Se cunoaşte, de asemenea, că din anul 1919 la biserică a activat şi cântăreţul Dimitrie Popovici.
După cel de-al doilea război mondial, o dată cu venirea sovieticilor, noile autorităţi au închis sfântul locaş edificiul fiind transformat în casă de cultură a Institutului de Medicină. Biserica a fost redeschisă abia la începutul anilor ’90. După reactivarea, în anul 1992, prin actul sinodal al Mitropoliei Basarabiei, biserica Sfântul Ierarh Nicolae a devenit una dintre cele mai importante biserici din cadrul acesteia. Timp de mai mulţi ani de la deschiderea locaşului, paroh al bisericii a fost regretatul părinte protoiereu mitrofor Vasile Petrache, care prin străduinţa sa de slujire întru Dumnezeu a contribuit considerabil la promovarea valorilor ortodoxiei în societatea basarabeană.
Părintele Vasile Petrache a fost unul dintre preoţii care au pledat de la începuturi pentru reactivarea sfintei Mitropolii a Basarabiei.

Bibliografie:
Biserici şi capele fără parohie, în Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului, 1922, pag. 74.
Petru Starostenco. Biserica Sf. Nicolae, în Enciclopedia Chişinău, Chişinău, 1999. Церковь Св. Николая

Din cartea : Locaşuri sfinte din Basarabia. – Ch. : Alfa şi Omega, 2001. – 288 p. – Din cuprins : Biserici din Chişinău. – P. 108-128.
Нести искру Божью

Древние традиции празднования Пасхи и поминовения усопших сохранились до наших дней, пережив годы лихолетья и гонения на церковь во времена воинствующего атеизма. Бесчисленное множество людей вновь наполняют храмы, восстанавливаются и открываются церкви.

Одна из них находится в центре столицы и примыкает к зданию Клинической больницы травматологии и ортопедии. Это церковь Св. Николая, волнующая музыка в камне, создана замечательным архитектором второй половины XIX – начала XX века, нашим соотечественником Владимиром Цыганко. Ему, как и Александру Бернардацци, под силу было создание больших общественных, зрелищных, культовых зданий, объектов малой архитектуры.

По проекту В. Цыганко построено здание Реального училища (ныне корпус №1 Государственного университета Молдовы), перестроено здание Мужской гимназии (ныне Национальный музей истории), спроектирована церковь земской больницы Св. Николая, здание Бессарабского музея (ныне Музей природы и этнографии), а также другие.здания и частные дома, историю создания которых предстоит еще исследовать.

Церковь Св. Николая – одна из красивейших в столице, посвящена любимому святому молдавского народа. Этот епископ из Мир Ликийских импонировал предкам своим умом, предприимчивостью, сердечностью и бескорыстием. Он покровитель хлебопашцев, путешественников и моряков, “победитель бесов”, добрым святитель несущи высокую его имени была построена в 1901 году на средства фельдшера земской больницы Николая Иванова и других дарителей и тогда же освящена. Интересно, что она была возведена на месте небольшого храма Св Павла из Тебы, построенного в 1852 году.

Новая церковь построена Владимиром Цыганко в русском стиле. Она состоит из притвора, средней части и алтаря. В средней части находятся массивные колонны, на которые опирается купол. Ее пол покрыт цветны-. ми плитами из Марселя. Автор резного иконостаса – мастер А. Широкий. Рядом с алтарем находятся витражи со сценой Вознесения Христа, выполненные в Петербурге. Ее интерьер освещают два паникадила, выполненные с большим мастерством. Во время праздничного богослужения в ней могут находиться до 1000 прихожан. Металлическая крыша церкви была окрашена в зеленый цвет, кресты на куполах – позолоченные. Имеются также три радующие глаз колокольни. Церковь Св. Николая была освещена эпископом Кишинева и Хотина Якобом при участии архиерейского хора, руководителем которого был Михаил Березовский. После И мировой войны церковь была закрыта, в ней находился дом культуры Мединститута. Возродилась она в начале 90-х годов. Настоятелем ее является Петру Сторожа.

Бог воздает каждому человеку, а мы должны воздавать должное тем людям, которыми гордится наш город. Владимир Цыганко жил в нем творил во имя будущего, оставив заметный след на этой земле.

Прогулки по старому Кишиневу

«…чтобы хранил град и здание сие вовеки»

Там, где теперь культурно-развлекательный комплекс “Москова “, в древности находилась церковь Св. Николая – первая церковь в Кишиневе.

В 1739 году, во время второй русско-турецкой войны, эта церковь вместе с домами жителей была сожжена турками,опасавшимися, что русские войска предпримут через Кишинев наступление на Бендеры. Спустя два года сердарь Нэстасе Лупу восстановил заново храм, вокруг которого начал складываться центр города. В 1789 году, когда турки, оставляя Кишинев, “по обыкновению своему его зажгли”, церковь Св. Николая разделила участь своей предшественницы. На ее месте в начале XIX века, отмеченного оживлением церковной жизни, был построен новый храм, освященный во имя Св. архангелов Михаила и Гавриила. Это было высокое, величественное сооружение, формой напоминавшее корабль, с колокольней, возведенной на притворе, как и во многих церквах старомолдавской архитектуры.

Небольшая мраморная плита с надписью на молдавском языке, найденная в кладовой в 1890-е годы и вмонтированная в стену притвора, указывала точную дату постройки и имена основателей: “Сей святой и Божественный храм Св.архан-гелов Михаила и Гавриила, а издревле Св. иерарха Николая, города Кишинева, Ла-пушнянского уезда, вновь и с основания устроен и украшен нами, братьями, майором Иоанном и сердарем Феодором, сыновьями про тоиерея Константина Мака рескула, в память и славу чествования со стороны нашей сего праздника. С умиленным сердцем молим Господа Бога, чтобы Он принял свое от своих и чтобы хранил град и здание сие вовеки. Аминь. 1806.2 июня”.

Архангело-Михайловская церковь располагалась на обширном подворье, в центральной, наиболее многолюдной, части тогдашнего Кишинева. Одной стороной она выходила на извилистую Екатерининскую улицу, вблизи старого базара, а другой – на Большую (впоследствии Павловскую), главную городскую артерию, тянувшуюся до реки Бык и со временем превратившуюся в бойкую торговую улицу, усеянную лавками и магазинами. К 1812 году в прихожанах церкви числилось: молдаван – 182 мужского пола и 145 женского, сербов – 18 мужского пола и 7 женского.

С Архангело-Михайловской церковью связано начало деятельности митрополита Гавриила в крае. Бэнулеску-Бодони, крупной исторической личности, Бессарабия, по словам его биографа, “всецело обязана своим духовным бытием”. После заключения 16 мая 1812 года Бухарестского мирного трактата, митрополит Гавриил, бывший с 1808 года молдо-влахийским экзархом, выехал из Ясс.

Прибыв в сентябре в Кишинев, он “вступил в церковное управление Бессарабией как частью его бывшей экзархии”. Зданий для присутственных мест тогда еще не существовало. “Митрополит Гавриил занял дом Сабова, дикастерия помещена в доме Илии Ботезата, певчий хор в доме валиша Цыгара, а для преосвященных: викария Димитрия и Григория Иеропольского отведен дом при бывшем архангельском монастыре, где в то время помещалась сардария”. Здесь митрополит занялся делами по открытию новой епархии, наименованной Кишиневско-Хотинской. Опытный администратор, он, по поручению Александра I и Святейшего Синода, составил “План для предположенной новой заднестровской епархии”. Этот проект, утвержденный императором в 1813 году, был положен в основу церковной жизни Бессарабии.

“Во уважение к личным достоинствам митрополита” кишиневской епархии был присвоен “титул митрополии и экзархии”, а в управлении ею первому иерарху “дозволялось приноравливаться к тамошним обычаям, по колику сие не будет противно коренным Российским гражданским и церковным узаконениям, как по уважению недавнего присоединения тамошнего народа к Российской империи, так и потому, что по гражданской части предоставлены оному прежния Молдавские права”. Для архиерейского служения и совершения торжественных молебствий митрополит Гавриил избрал Архангело-Михайловскую церковь, “яко лучшую строением в оном городе, хотя ризницей и утварью очень скудною”. В течение двух десятилетий эта церковь служила кафедральным собором. В соборе “бывали у исповеди и причастия все военные чины, штаты областной администрации и консистории”. В исповедальной книге за 1822 год значится имя А.С.Пушкина.

По мере роста Кишинева, обращенная по необходимости в собор Архангело-Ми-хайловская церковь перестает соответствовать своему назначению: “Очень мала, находится в старой части города, в неудобном месте для торжественных служб и собрания на оные гражданских и военных чинов”. После постройки в 1836 году Кафсд-рального собора Архангело-Михайловская церковь стала приходской, однако за ней прочно закрепилось название “старого собора”.

Рядом со старым собором стоял церковный дом, в котором в январе 1813 года открылась и располагалась несколько лет духовная семинария. Это первое учебное заведение в Кишиневе было создано по указанию митрополита Гавриила, сформировавшего и педагогический персонал. Петр Куницкий, приехавший с Бэнулеску-Бодони из Ясс, стал первым ректором. Семинария являлась всесословным учреждением: в нее принимались дети не только духовенства, но и всех сословий.

24 сентября 1906 года в Кишиневе праздновалось столетие Архангело-Михайловс-кой церкви. Задолго до юбилея был объявлен сбор пожертвований на капитальный ремонт старого собора. Его архитектура не изменилась. Отреставрированный иконостас производил большое впечатление “художественно исполненной” росписью. В назначенный для торжества день горожане “стекались” к храму. “Уже к началу богослужения церковь была полна молящихся, многие за теснотой в храме стояли в притворе и во дворе церковном.

День был прекрасный. Яркое солнце играло своими лучами на куполах храма и согревало праздничную толпу богомольцев”. После окончания литургии был совершен крестный ход. При этом преосвященному епископу Аркадию “поднесен для шествия серебряный архиерейский жезл, принадлежавший пре-освятителю Бессарабской епархии, митрополиту Гавриилу, а священник сей церкви нес на блюде хорошо сохранившуюся митру этого иерарха”.

Для верующих старый собор являлся древнейшей святыней Кишинева, завещанной в наследие потомкам. Столетняя годовщина его пришлась на время, которое тогда называли временем переоценки всех ценностей и “всеобщего увлечения материальной культурой”, а состояние общества расценивалось духовными пастырями как “современное язычество, холодное, а иногда враждебное церкви”. В той тяжелой нравственной атмосфере юбилей Архангело-Михайловской церкви наполнился особым значением. Храм воспринимался как исторический памят ник христианской веры, укреплявший дух народа во дни войн, в скорби, бедствиях и испытаниях. Это чувство выразил один из священников, между прочим, говоривший, что “…воспоминания об этом святом храме уносят нас в далекое прошлое и бодрят наши исстрадавшиеся в последние годы сердца надеждою на лучшее будущее для церкви и родины”.

Старый собор пережил многие исторические события. Уцелел при воздушной бомбардировке Кишинева в 1944 году, тогда как все расположенные здесь здания были уничтожены. Разрушен собор был в начале 1960-х гг., в антирелигиозную кампанию. На его фундаменте был построен кинотеатр “Москова”.

Ольга ГАРУСОВА, Владимир ТАРНАКИН
Кишин. обозреватель
Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s