Сantemir Antioh

Антиох Кантемир

АНТИОХ КАНТЕМИР – ДИПЛОМАТ, ФИЛОСОФ, САТИРИК

ПОДАРОК ПЕТЕРБУРГУ Наконец-то свершилось. Бюст Антиоха Кантемира, младшего сына молдавского господаря Дмитрия Кантемира, открыт в Санкт-Петербурге. Бюст был подарен правительством Молдовы петербуржцам в прошлом году по случаю 330-летия со дня рождения видного молдавского и российского ученого и дипломата Дмитрия Кантемира. Как планировалось ранее, церемония открытия памятника должна была пройти при участии президента Молдовы Владимира Воронина еще в прошлом году. Однако известные политические события, с одной стороны, и путаница с авторством бюста (о чем “Время” уже сообщало), с другой, сначала отодвинули это мероприятие, а потом и вовсе сделали проблематичным визит нашего президента в Санкт-Петербург. От мероприятия не отказались, но церемониальный ранг события снизился. В акте разрезания красной ленты приняли участие вице-премьер Молдовы Валериан Кристя, посол Республики Молдова в Российской Федерации Владимир Цуркан, а также представители администрации Санкт-Петербурга. Политика – политикой, однако знаковый во всех отношениях дар Молдовы России – это очень важный (при редкости подобных актов) момент в поддержании культурно-исторических и политических взаимоотношений между двумя странами. Тем более, что о таких именах, как Антиох Кантемир, в наше время забыли. Учебники по истории о них молчат. Чтобы хотя бы немного восполнить этот пробел, предлагаем очерк о князе Кантемире. СЕМЬЯ Князь Антиох Дмитриевич Кантемир (князь Антиох Дмитриевич) – знаменитый русский сатирик и родоначальник современной изящной словесности, младший сын молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича и Кассандры Кантакузен, родился в Константинополе 10 сентября 1709 г. По матери он потомок византийских императоров. В отличие от своего отца, князя Константина, отец Антиоха, князь Дмитрий, всецело посвятил себя мирной деятельности, не оправдывая воинственной фамилии (Кантемир означает либо родственник Тимура – предки Кантемира признавали своим родоначальником самого Тамерлана, либо кровь и железо; татарское происхождение фамилии Кантемир несомненно). УЧИТЕЛЯ Семья князя Дмитрия, в том числе и будущий сатирик, сопутствовала ему в его путешествиях и походах. Этим и объясняется то, что Кантемир усвоил так полно дух русского языка и проявил в своих сатирах такое глубокое знание современной ему русской жизни. Первоначальными его учителями были греки, но уже на седьмом году его жизни в семью Кантемиров поступил воспитателем один из наиболее даровитых студентов Заиконоспасской академии, Иван Ильинский. Князь Дмитрий Кантемир, любивший литературу и сумевший внушить эту любовь Антиоху, в духовном завещании отказал все свое имущество тому из своих сыновей, который проявит наибольшее расположение к научным занятиям. Он имел в виду именно Антиоха, “в уме и науках от всех лучшего”. Действительно, остальные братья оказались людьми заурядными; вкусы Антиоха разделяла только его сестра Марья, что и послужило основанием их дружбы на всю жизнь. МИССИЯ Дипломатической деятельности Кантемир посвятил себя главным образом потому, что пребывание за границей давало ему возможность расширить свое образование и освобождало от непосредственного участия в политической борьбе, сопряженной с кознями и интригами. Любовь Кантемира к науке имела утилитарный характер в петровском духе: он дорожил и самой наукой, и своей литературной деятельностью лишь настолько, насколько они могли приблизить Россию к благополучию, а русский народ – к счастью. Этим, главным образом, определяется значение Кантемира как общественного деятеля и писателя. На тринадцатом году жизни он потерял отца. Домашнее образование Кантемира дополнилось кратковременным пребыванием в Греко-славянской академии и в Российской академии наук. НАУКА Последняя оказала Кантемиру несомненную пользу. Особенно он ценил лекции Бернулли и Гросса, на всю жизнь сохранил большое расположение к математике и этике. Но своим обширным образованием он в значительной степени обязан лично себе. Еще юношей он внимательно следил за европейской литературой, по самым разнообразным отраслям знания. Об этом свидетельствуют собственноручные его пометки в календаре за 1728 г. Задаваясь еще в ранней молодости вопросом о средствах распространения в России знаний, пригодных для жизни, и об искоренении невежества и суеверий, он признавал наиболее важным учреждение школ и считал это задачей правительства. Прельщенный могучей деятельностью Петра, Кантемир возлагал все свои надежды на монархическую власть и очень мало рассчитывал на самостоятельный почин духовенства и дворянства, в настроении которых он усматривал явное нерасположение или даже ненависть к просвещению. ДИПЛОМАТ 1 января 1732 г. Кантемир уехал за границу, чтобы занять пост русского резидента в Лондоне, а затем в Париже. Деятельность Кантемира как дипломата еще мало исследована. Лучшей оценкой трудов Кантемира на этом поприще является работа Стоюнина: “Книга А. Кантемира в Лондоне и Париже” (“Вестник Европы”, 1867 и 1880), далеко, однако, не исчерпывающая вопроса. Автор подробно говорит о том, что Кантемир успел собрать богатый материал и давал своему правительству отчеты, поражающие широтой взгляда и всесторонней оценкой политических деятелей и условий. ЛИТЕРАТОР Литературная деятельность Кантемира началась очень рано. Уже в 1726 г. появилась его “Симфония на Псалтирь”. В том же году Кантемир переводит с французского “Некое итальянское письмо”, содержащее утешное критическое описание Парижа и французов” – книжечку, в которой осмеиваются французские нравы, уже тогда постепенно проникавшие в Россию. В 1729 г. Кантемир переводит философский разговор “Таблица Кевика – философа”, в котором выражены взгляды на жизнь, вполне соответствующие этическим воззрениям самого Кантемира. В том же году появляется и первая его сатира (их всего девять). Первое место в ней занимает народ, с его суевериями, невежеством и пьянством, как основными причинами всех постигающих его бедствий. Но и духовенство мало чем отличается от народа, купечество думает только о том, как бы обмануть народ, дворянство к практическому делу совершенно неспособно и не меньше народа склонно к обжорству и пьянству. Кантемир с большим мужеством и с необычайной для его времени силой стиха провозглашает, что “чист быть должен, кто туда, не побледнев, восходит, куда зоркие глаза весь народ наводит”. Он считает себя и других вправе смело провозглашать такие мысли, потому что чувствует себя “гражданином” (это великое слово впервые введено в русскую литературу Антиохом Кантемиром) и глубоко сознает “гражданский” долг. СВОБОДА СЛОВА Кантемира следует признать родоначальником русской обличительной литературы. Он первый смеялся в России “смехом сквозь слезы” (это выражение также введено в русскую литературу Кантемиром), и смеялся в такое время, когда, казалось, всякое сколько-нибудь свободное слово было просто немыслимо. 1729 и 1730 были годами наибольшего расцвета таланта и литературной деятельности Кантемира. Он не только написал в этот период свои наиболее выдающиеся сатиры (первые три), но и перевел книгу Фонтенеля “Разговоры о множестве миров”, снабдив ее подробными комментариями. При Елизавете Петровне она была запрещена, как “противная вере и нравственности”. Кроме того, Кантемир переложил несколько псалмов, начал писать басни, а в посвящениях своих сатир проложил путь позднейшим знаменитым составителям од, причем, однако, не скупился на сатирические замечания для выяснения тех надежд, которые русский “гражданин” возлагает на представителей власти. Такой же характер имеют его басни. Он же впервые прибег к “эзопову языку”, говоря о себе в эпиграмме “На Эзопа”, что “не прям будучи, прямо все, говорит, знаю” и что “много дум исправил я, уча правду ложно”. После переезда за границу Кантемир, за исключением разве первых трех лет, продолжал обогащать русскую литературу новыми оригинальными и переводными произведениями. Писал лирические песни, в которых давал выражения своему религиозному чувству или восхвалял науку, знакомил русскую читающую публику с классическими произведениями древности (Анакреона, К. Непота, Горация, Эпиктета и других), продолжал писать сатиры, в которых выставлял идеал счастливого человека или указывал на здравые педагогические приемы. Он переводил и современных ему писателей (например, “Персидские письма” Монтескье), составил руководство к алгебре и рассуждение о просодии. К сожалению, многие из этих трудов не сохранились. Его перу принадлежит и религиозно-философское рассуждение “Письма о природе и человеке”, проникнутое глубоким религиозным чувством человека, стоящего на высоте образованности. Мучительная смерть очень рано прервала эту кипучую деятельность. Кантемир скончался 31 марта 1744 г., в Париже, и погребен в Никольском греческом монастыре в Москве.

Сергей Денисов
Время. – 2006. – 18 февр
.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s